Для начала определим, что такое нарушение речи. Это отклонение от нормы в развитии речи у человека, когда происходит нарушение вербальной коммуникации, нарушается речевая моторика. Основные причины возникновения данного нарушения: биологические и социально-психологические.
Биологические факторы:
u Несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору
u Вирусные заболевания матери во время беременности
u Наследственные факторы
u Родовая травма
u Заболевания в первые годы жизни ребенка
|
Социально-психологические факторы:
u Недостаточность речевого общения ребенка со взрослыми
u Излишняя стимуляция речевого развития ребенка
u Неадекватный тип воспитания
u Педагогическая запущенность
u Психологическая травма, связанная с сильным стрессом (испуг, насилие, горе и т.д.)
|
Классификация расстройств развития речи:
1. Нарушение устной речи.
2. Нарушения письменной речи.
Для ребенка дошкольного возраста характерно нарушение устной речи, которое в дальнейшем может отразиться на письменной речи ребенка.
Задержка речевого развития - это отставание от возрастной нормы речевого развития. Дети с задержкой речевого развития овладевают речью, но значительно позже и поэтому возрастные рамки сдвинуты.
Что делать родителям, если им кажется, что у ребенка задержка речевого развития?
Не паниковать
Необходимо помнить о том, что все дети разные, у каждого свои индивидуальные особенности и скорость развития!
Посетить врача
Первое, что необходимо сделать родителям при подозрении задержки речевого развития у ребенка — это комплексное обследования у детского невропатолога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Это нужно сделать, чтобы исключить наличие проблем, которые можно решить только с помощью профильных специалистов. Потому что, если проблемы все же есть, то чем раньше родители начнут ими заниматься, тем быстрее и проще удастся их разрешить.
Больше играть
Если вспомнить про этапы развития, то очевидным становится, что первый этап развития речи — это звукоподражание.
Очень действенно, если родители играют с детьми в подражание звукам окружающего мира: «Как дождик капает? Кап-кап. Как собачка лает? Гав-гав. Как машина бибикает? Би-би!». При этом очень важно активно поощрять любые попытки малыша говорить, даже если то, что он сказал далеко от того, что от него ожидали услышать.
Играйте в интересные игры — гудите как самолеты, летая по комнате; играйте на дудочке, как пастушок, который собирает стадо овечек; укладывайте кукол спать, напевая им «баю-бай»! Учите ребенка воспринимать и воспроизводить заданный ритм и заданное количество хлопков. Можно использовать специальные песни для логоритмики. Можно стучать деревянными ложками и железными поварешками по кастрюлям, напевая любимые песни.
Если вас беспокоит вопрос речевого развития ребенка, вы всегда можете обратиться за консультацией к нашему учителю-логопеду, в независимости от того, какую возрастную группу посещает ребенок.
И еще раз: не медлите с обращением к врачу, если речевое развитие вашего малыша, на ваш взгляд, не соответствует возрастной норме! Если получить помощь специалистов в раннем возрасте, скорее всего к 6 годам вы забудете об этой проблеме навсегда, и ваш малыш не будет отличаться от сверстников, а возможно и перегонит их в развитии.